Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

0
46

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Некоторое время назад коллега прислал мне фотографии и обратился с просьбой оценить оружие – безымянную бельгийку, которую продавал его знакомый и которую он хотел было купить.

Честно говоря, я стараюсь воздерживаться от оценок, тем более от оценок по фотографии, ибо в оружии (и уже тем более в старом и старинном) порой даже не модель и не состояние и сохранность (что, безусловно, важно) оказывают решающее влияние на конечную цену. Есть ещё такая штука, как провенанс. И порой этот самый провенанс в гораздо большей степени оказывает влияние на формирование цены продажи, нежели состояние ружья.

На только что завершившейся выставке IWA я обратился к Нику Хольту с просьбой высказать его оценку значимости и значения провенанса на примере недавно прозвучавшего заявления о выставлении на аукцион «ружья Хрущёва», вызвавшего массовый ажиотаж. (Кстати, один оружиевед в крайне резкой форме высказался по поводу очередного коллективного помешательства, возникшего на почве этого самого ружья, которое, на мой взгляд, опровергает тезис о том, что «только гриппом болеют все сразу, а с ума сходят поодиночке».) Ник Хольт сказал, что в случае если имеются документальные подтверждения того факта, что ружьё принадлежало известному лицу, как в данном случае, то это может увеличить аукционную цену ружья в два-три раза по сравнению с ценой аналогичного ружья-близнеца, но без провенанса.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Да и именитая марка оружия может стоить целое состояние, а может не стоить ничего. Это тоже информация из первых рук. На той же выставке IWA Марк Ньютон поведал мне печальную историю о том, как некий джентльмен обратился к нему с вопросом о цене принадлежащего ему ружья, купленного несколько лет назад. Марк был вынужден огорчить джентльмена, сказав ему, что, к сожалению, цена ружья известной марки указанного года выпуска меньше, чем цена комплектующих, из которых оно собрано.

 

В рамках данной статьи предлагаю рассмотреть с точки зрения коллекционной привлекательности ружьё Browning Superposed. Почему выбор пал на данную модель? Ответ на этот вопрос вы найдёте в конце материала.

Итак, ружьё Browning Superposed – это последнее детище Джона Мозеса Браунинга, скончавшегося в 1926 году. В 1920 году Браунинг задумал создать для охотников и стрелков надёжное и доступное по цене ружьё с вертикальным расположением стволов. В то время горизонталки пользовались огромной популярностью, которой ничто не угрожало, тем более что вертикалки европейского производства были крайне дороги и изготавливались исключительно на заказ.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Джон Браунинг был не только талантливым конструктором-оружейником, но ещё и искушённым бизнесменом. Он понимал, что для достижения намеченного им уровня качества изготовления и сборки ружья необходимы высококвалифицированные рабочие кадры. Им самим также была установлена предельная цена – 150 долларов, что было значительно меньше цены европейских вертикалок, но в то же время значительно выше цены классических горизонталок, продававшихся в США по цене менее 50 долларов.

Приступая к работе, Джон Браунинг хорошо знал достоинства и недостатки современных ему конструкций ружей с вертикальным расположением стволов и представлял, что и как можно улучшить. Процесс был небыстрым, лишь к 1926 году конструкторская часть работы была в основном завершена, после чего в патентное бюро была направлена заявка.

В своё время встал вопрос о том, где будет производиться данная модель ружья. У Джона Браунинга были давние и довольно прочные отношения с предприятием FN. На их мощностях было организовано производство нескольких моделей оружия Браунинга. После смерти Джона Браунинга, последовавшей 6 ноября 1926 года, работу по подготовке документации к организации производства ружья взял на себя его сын Вэл. Кроме того, нужно было решить и ряд конструкторских задач. Так, в частности, оставались проблемы с УСМ, работой селективных автоматических эжекторов, не до конца были проработаны геометрия ложи и вопросы отделки. Кроме того, ещё только предстояло найти решение уникальной системы крепления цевья, которая бы позволяла отсоединять стволы от ружья без снятия цевья. Производство началось лишь в 1931 году после решения всех конструкторских задач. Первоначально ружьё предлагалось в четырёх вариантах исполнения: Grade 1, Pigeon, Diana и Midas, которые отличались уровнем и сложностью гравировки и сортом ореха ложи. Розничная цена ружья варианта исполнения Grade 1 была 107 долларов 50 центов, старшие варианты исполнения продавались по цене от 175 до 374 долларов.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Базовый вариант исполнения Grade 1 комплектовался УСМ с двумя спусковыми крючками. За 137 долларов 50 центов можно было приобрести ружьё с одним спусковым крючком (селективным или нет) или с УСМ с двумя спусковыми крючками конструкции Вэла Браунинга, получившим название Twin-Single trigger. При первом нажатии на передний спусковой крючок происходит выстрел из нижнего ствола, при повторном – из верхнего. При первом нажатии на задний спусковой крючок происходит выстрел из верхнего ствола. При повторном – из нижнего.

Для своего времени это была революционная идея, но она, увы, не нашла понимания у охотников и стрелков, и очень скоро, после внедрения УСМ с одним селективным спусковым крючком, от УСМ конструкции Twin-Single trigger отказались.

В 1936 году компания вышла на рынок с моделью Lightning Superposed. Масса ружья 12-го калибра была 3,0 кг, в то время как масса «стандартного» варианта исполнения составляла 3,4 кг.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», – писал В.И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». Увы, мы не выбираем время нашего появления на свет. Это же утверждение справедливо и по отношению к оружию. Обстановка и настроения в обществе не благоприятствовали ружью Superposed. В экономике начался спад, превратившийся в мировой экономический кризис, продолжавшийся целое десятилетие. Чтобы сохранить конкурентоспособность и уровень продаж, компания была вынуждена снизить цены на модель Superposed. Так, в 1934 году Superposed Grade 1 в базовом варианте исполнения продавалось по цене 99 долларов 50 центов, в 1935 году цена была вынужденно снижена до 69 долларов 75 центов. Перед началом Второй мировой войны и до оккупации Бельгии Германией цена немного подросла (79 долларов 80 центов).

После окончания войны производство охотничьих и спортивных ружей на производственных мощностях FN возобновилось в 1948 году, но только в варианте исполнения Grade 1. Правда, цена ружья была уже другой – 241 доллар. В 1950-е годы линейка моделей Superposed пополнилась ружьями под патроны «Магнум», а также спортивными вариантами исполнения для круглого и траншейного стендов. Знатоки уверяют, что ружья, выпущенные в это время, представляют наибольший интерес для коллекционеров с точки зрения качества изготовления.

В 1949 году появилось ружьё 20-го калибра, через десять лет – 28-го и .410 калибров. Вот только 16-му калибру не повезло. Для этого калибра конструкторская документация никогда не разрабатывалась.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

В 1960-е годы цена на «браунинги» значительно выросла, что объяснялось активизацией борьбы профсоюзов за защиту прав рабочих. Так, в 1969 году базовый вариант исполнения модификации Superposed Grade 1 стоил уже 435 долларов. Компания стала искать пути и возможности для снижения производственных издержек. Решения были найдены, но они носили скорее косметический характер. Например, была оптимизирована форма рукояти. И сейчас особый интерес для коллекционеров представляют как раз «неоптимизированные» экземпляры ружей.

В 1970-е годы мир захлестнула волна инфляции – к 1976 году цена ружья модификации Grade 1 поднялась до 1100 долларов. Начался поиск альтернативных производственных площадок. Счастливой картой, выпавшей компании Browning, стал перевод производства в Японию. Цена ружья японского производства не превышала 400 долларов.

 

И тогда менеджмент компании принял стратегическое решение: модель Superposed должна выпускаться в ограниченном количестве в премиальном исполнении. В 1977 году было объявлено, что ружьё будет выпускаться в четырёх вариантах исполнения от Р1 до Р4 и что более высокий уровень будет характеризоваться более высокой степенью изысканности гравировки, большим количеством драгоценных металлов, использованных для всечки, и более высоким сортом ореха ложи. Цены на эти варианты исполнения варьировались от трёх до шести тысяч долларов. Выпуск этих вариантов исполнения ружья продолжался до 1985 года. После 1985 года и по настоящее время выпуск модели Superposed производится исключительно под заказ. Более того, в работе «спеццеха» компании Browning произошло разделение на два направления: B15 и В25. В чём заключается отличие, расскажу в одном из ближайших номеров журнала.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Поскольку спрос на модель Superposed не снижался, в 1985 году компания Browning предложила новую модель В125 – первое поколение вертикалки, адаптированной к новым технологическим и производственным возможностям. Технологии развивались, вместе с ними рос и модельный ряд. В 1991 году появилась модель В325, на рубеже нового тысячелетия – В425, в 2004 году – В425, в 2011 году – В725. Но это уже другая история и, как заметил мой коллега, другие ружья: «Это ружья для поколения, которое не только не держало в руках охотничьего оружия „Золотого“ или „Серебряного“ века, но даже и не знает о нём».

А сейчас вы узнаете ответ на вопрос, почему именно ружьё Browning Superposed стало темой этой статьи. Вашему вниманию предлагается отрывок из книги «Ружья Хемингуэя», написанной Стивом Хелсли, Роджером Сангером и Сильвио Калаби. (Публикуется с разрешения правообладателя.)

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Эрнест Хемингуэй. Фото Ллойда Арнольда / Архив Президентской библиотеки Джона Ф. Кеннеди

«Есть информация о том, что Эрнест Хемингуэй владел по меньшей мере двумя ружьями модели Browning Superposed. Первое – из одной из ранних серий – было, вероятно, получено через третьи руки от Вэла Браунинга. Сохранилась фотография Эрнеста Хемингуэя с этим ружьём, датированная 1939 годом. Сам Хемингуэй рассказывал, что выиграл это ружьё на одном из европейских турниров по садочной стрельбе, опередив Бена Галлахера. Известно, что Галлахер был хорошо знаком с Вэлом Браунингом, поэтому можно предположить, что это ружьё было передано Вэлом Браунингом через Бена Галлахера в оргкомитет турнира в качестве награды за победу. К сожалению, нет никакой информации ни о заводском номере ружья, ни о его дальнейшей судьбе. После возращения Хемингуэя в США в 1958 году ружьё бесследно исчезло.

Судьба второго ружья прослеживается гораздо полнее. Охотничье ружьё Browning Superposed 12-го калибра, заводской номер 19532, с двумя спусковыми крючками, стволы длиной 71 см. Ружьё было изготовлено в Бельгии и продано в оружейный магазин в городе Фремонт (штат Небраска) 26 октября 1949 года за 195 долларов 20 центов.

В 1956 году Эрнест Хемингуэй жил в отеле „Ритц“ в Париже (он предпочитал именно этот отель во время своих частых поездок в столицу Франции) и подарил это ружьё Клоду Декоберу, с которым у него сложились дружеские отношения.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Однажды, вспоминает Декобер, Хемингуэй пригласил его к себе в номер, показал 12 ружей, хранившихся там, и спросил: „Клод, какое ружьё ты бы выбрал для себя?“ Клод, не увлекавшийся ни стрельбой, ни охотой, показал на ружьё с длинными стволами и сказал: „Вот это!“ Тогда Эрнест Хемингуэй взял ружьё, положил его в кофр и подарил Клоду Декоберу. Передавая ружьё, Хемингуэй сказал: „Клод, я дарю тебе это ружьё с одним условием. Ты не должен продавать это ружьё или отдать его кому-то. Храни его. “Это ружьё – символ грядущих сражений, которые тебе неизбежно предстоят в жизни“. Вместе с ружьём Клод Декобер получил записку от Эрнеста Хемингуэя со следующим текстом: „От старинного друга Эрнеста Хемингуэя. Париж. 9 декабря 1956 года“.

Через некоторое время Хемингуэй отвёз Клода Декобера в оружейную мастерскую в Париже, где ему укоротили приклад и уменьшили усилие на спусковом крючке. По воспоминаниям Клода, он вместе с Эрнестом Хемингуэем ездил в Исси-ле-Мулино (во время проведения Олимпийских игр в Париже в 1924 году там проходили соревнования по стендовой стрельбе), где они вместе стреляли по голубям.

Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Клод Декобер выполнил обещание: он сохранил ружьё, подаренное ему Эрнестом Хемингуэем. Для него это ружьё по-прежнему остаётся символом борьбы с жизненными невзгодами, которые нужно решительно и мужественно преодолевать. Ведь только благодаря настойчивости и решительности Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя „Старик и море“ удалось поймать гигантского марлина. Эта повесть принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию за 1953 год и Нобелевскую премию в области литературы в 1954 году».

Как вы понимаете, если вдруг это ружьё будет когда-нибудь продаваться, то материальное выражение провенанса будет в несколько раз выше цены самого ружья. Но это вовсе не означает, что рядовой любитель оружия лишён возможности иметь в своей коллекции ружьё Superposed. Так, в одном из московских оружейных магазинов есть пять ружей Browning B25, изготовленных в 1970-е годы: четыре спортивных (два для круга и два для траншеи) и одно в охотничьем исполнении. Да, они лишены излишнего украшательства, но это ведь рабочие ружья. И цены, если сравнивать с ценами на современное оружие, вполне доступны. Ну, конечно, сначала они должны будут побывать в заботливых руках настоящего мастера, чтобы потом долго радовать своего нового владельца. Ну, про настоящие ружья вы уже знаете.

Русский охотничий журнал, апрель 2019 г.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

3 × пять =